Обмен баннерами | Помощь сайту  | Реклама у нас | Обратная связь  | Наши услуги | Продажа ICQ | Дешево
Вы вошли как Прохожий Группа "Гости" Сб, 28.12.2024, 05:09 | RSS | Выход
[ Личные сообщения() · Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
Скачать фильмы 
Заходите на наш новый проект - SatDay.Ru!

Регистрируйтесь, скачивайте, смотрите, читайте, нам не жалко!
 
 
  • Страница 1 из 1
  • 1
Модератор форума: LXM  
Разгон видеокарты – это просто. Руководство пользователя
LXM Дата: Вс, 06.04.2008, 23:47 | Сообщение # 1
Просто крутой чел
Группа: Модераторы
Сообщений: 500

  
Замечания:  ±
Статус: :-(</span
Домашний компьютер зачастую используется не только для работы, но еще и для отдыха и развлечений. Один из вариантов времяпровождения многих владельцев десктопов – современные видеоигры. Позволить себе собрать ПК на базе топовых комплектующих могут далеко не все, однако для большинства геймеров режимы с высоким качеством графики важнее скорости смены кадров при минимальных разрешениях. Что делать, когда быстродействие видеоподсистемы немного недотягивает до комфортного уровня? Или когда графический адаптер пусть и справляется со своей задачей, но есть чисто спортивный интерес к повышению его производительности? В обоих случаях на помощь пользователю придет оверклокинг.

Я уже рассказывал о том, как разгонять процессоры. Данный материал является продолжением серии статей для начинающих о комплексном форсировании режимов работы компонентов ПК. Он посвящен вопросам повышения производительности графической подсистемы, которое без значительных финансовых затрат может опробовать каждый пользователь.

Видеокарта – один из компонентов ПК, часто подвергающихся оверклокингу. Подобная ситуация обусловлена несколькими факторами. Во-первых, причиной разгона адаптера служит ощутимая практическая польза от форсирования производительности графической подсистемы, которая выражается в увеличении быстродействия при работе в 3D-приложениях. Во-вторых, сам процесс не является чем-то сложным и недоступным для понимания – даже новичок может освоить его азы за несколько часов, посвятив их изучению необходимых материалов.

В разделе «Подготовка к разгону – начальный этап» кратко перечислено то, что должен знать энтузиаст-новичок, прежде чем приступить к разгону. В рамках небольшой статьи сложно отметить все моменты, связанные с данным процессом, однако еще на одном остановимся поподробнее.

Прежде чем перейти к описанию способов разгона видеокарт и их практической реализации, выделим наиболее существенные, на наш взгляд, нюансы, связанные с повышением рабочих частот графического адаптера.
Теоретически разогнать можно любую видеокарту (даже 2D-акселераторы, которые использовались в довольно старых ПК). Однако целесообразность подобного хода вызывает большие сомнения, да и начинающий оверклокер, скорее всего, столкнется с отсутствием необходимого аппаратного и программного обеспечения. В данном материале будет описан способ форсирования уровня производительности привычных для нас и относительно современных видеокарт.
Неэкстремальный разгон (а именно такой мы сегодня и рассмотрим) ни в коем случае не может быть причиной выхода графического адаптера из строя. Виной тому оказываются совсем другие обстоятельства (перегрев GPU, повышенное напряжение или, скажем, некачественная подсистема питания того или иного компонента, распаянного на PCB). Оверклокинг в худшем случае может послужить лишь катализатором порчи видеокарты, усилив влияние перечисленных факторов. К сожалению, начинающие энтузиасты, столкнувшиеся с подобными проблемами, пеняют на разгон, особо не разбираясь в реальных причинах выхода адаптера из строя.
Разгон видеокарты, как и центрального процессора, – лотерея. Предельные тактовые частоты существенно отличаются даже у адаптеров одной модели от определенного производителя. Посему говорить о средних значениях и ориентироваться на достижения других владельцев аналогичных видеокарт можно, но в любом случае раскрыть реальный потенциал имеющегося экземпляра дано только вам и никому больше.
Для незначительного разгона видеокарты необязательно менять охлаждение, подвергать модификации систему питания графического чипа или памяти. В каждом отдельно взятом случае все определяется индивидуально, в зависимости от нагрева компонентов PCB того или иного адаптера, характеристик применяемого производителем кулера и т. д.
Подготовка к более-менее серьезному оверклокингу традиционно включает проверку температурных режимов работы компонентов графического адаптера. Так, если чип или элементы силового стабилизатора в 3D-приложениях нагреваются до отметки порядка 90–100 °С, лучше позаботиться о смене системы охлаждения видеокарты. Необходимо проверить температурный режим всех компонентов (GPU, память, элементы подсистемы питания) программными средствами с помощью систем мониторинга или же, если таковые отсутствуют/карта не имеет встроенных термодатчиков, подобную операцию можно вполне успешно провести в буквальном смысле вручную. Конечно, по ходу дела надо соблюдать минимальные требования безопасности: во избежание накопления статических зарядов на теле не работайте в шерстяной одежде, вытрите/просушите руки перед тактильной термодиагностикой. Довольно грубый, но во многих случаях верный критерий определения если не перегрева, то по крайней мере повышенного нагрева и функционирования на пределе или в близких к нему режимах отдельно взятого компонента на PCB – «палец держать можно»/«палец держать нельзя» (однако отметим, что производители полупроводниковых элементов заявляют о полной работоспособности современных чипов при температурах вплоть до 100 °С, критические же значения находятся намного выше данной отметки).

Замена системы охлаждения необязательна, если показатели мониторинга существенно улучшаются, скажем, после дополнительного обдува платы видеоадаптера.

Для достижения максимальной выгоды от апгрейда оверклокеру следует выбирать не самые мощные графические адаптеры. При этом нужно уделить особое внимание типу и объему используемой памяти, дизайну печатной платы – по возможности они должны быть максимально приближены к аналогичным характеристикам топовых представителей семейства. При правильном выборе графического адаптера пользователь практически гарантированно сможет приблизить свой экземпляр по уровню быстродействия к показателям старших и существенно более дорогих карт. Типичные примеры, ставшие «классикой» среди оверклокеров, – разгон и разблокировка конвейеров Radeon 9500 128 МБ, основанных на PCB от Radeon 9700/9700 Pro, форсирование частот GeForce FX 5900 XT до уровня FX 5900 Ultra/FX 5950 Ultra и получения соответствующей прибавки производительности... Подобных примеров, не менее легендарных, существует великое множество. Если же обратить внимание на современные видеоадаптеры, то это Radeon HD 2600 Pro DDR3, после повышения тактовых частот обгоняющий HD 2600 XT; Radeon HD 2900 Pro, который фактически является не чем иным, как HD 2900 ХТ с заниженными частотами и другими наклейками на РСВ, и т. п. Форсирование правильно выбранного младшего видеоадаптера позволяет рассчитывать на максимальный прирост производительности в процентном выражении. Впрочем, и старшие в модельном ряду карты порой имеют неплохой потенциал, поэтому даже если вас устраивает уровень их быстродействия, чисто спортивный интерес заставляет многих выяснять предельные возможности отдельно взятого экземпляра.

Еще один нюанс, связанный с выбором графического адаптера, – покупка продуктов, изначально разогнанных самим производителем. Если они кардинально не отличаются от рядовых представителей линейки (та же печатная плата, кулер, чипы памяти с аналогичным или близким временем выборки) – не стоит переплачивать. Однако бывает, что определенные модели имеют значительно улучшенную печатную плату с модернизированной силовой подсистемой, предустановленную тихую и эффективную СО, существенно повышенные тактовые частоты или, судя по отзывам других владельцев, отменный разгонный потенциал. На подобные аргументы стоит обратить внимание, но в то же время нужно соблюдать меру и в погоне за бонусами. Имейте в виду, что иногда за сумму, эквивалентную стоимости разогнанных версий, можно приобрести младший адаптер из более производительной линейки или же, купив обычную карту, обзавестись эффективной универсальной СО.
Способы повышения быстродействия видеокарт

Новичкам необходимо знать, что форсирование графической подсистемы и мониторинг состояния адаптеров производится в основном программными средствами, но иногда используются и аппаратные решения. К последним относятся «волшебные кнопки» (например, переключатель, заменяющий BIOS со штатными настройками «разогнанной» прошивкой на картах серии MSI TwinTurbo), а также всевозможные индикаторы, распаянные на PCB (от простейших спикеров и светодиодов, сигнализирующих о перегреве GPU или отсутствии дополнительного питания, до полноценных индикаторов, отображающих температуру компонентов, – как на некоторых моделях линейки Calibre от Sparkle).

Разгон начального уровня производится в основном в незначительных пределах. Более серьезный оверклокинг сопряжен с модификациями подсистем питания, перепайкой мостиков, отвечающих за определение того или иного режима работы адаптера, обязательной заменой штатных СО на высокоэффективные кулеры. Настоящие энтузиасты, которым важно предельное быстродействие графической подсистемы для получения максимального количества баллов в специальных тестовых приложениях, используют самые экстремальные средства охлаждения и прибегают к кардинальным модификациям видеокарт.

Достигнутые (желаемые) режимы работы адаптеров устанавливаются специализированными утилитами и могут применяться каждый раз при загрузке операционной системы. Впрочем, если такой вариант не устраивает пользователя, всегда можно зафиксировать определенные частоты в модифицированной прошивке адаптера. Это один из финальных этапов более-менее серьезного разгона, с которым мы в рамках данной статьи знакомиться не будем. Опытные пользователи, изучив необходимую информацию, обязательно разберутся, что к чему, и решат для себя, прибегать ли к подобным ухищрениям. Напомним, что такие изменения автоматически лишают вас гарантии, что и является причиной табу для большинства пользователей на перепрошивку BIOS графических адаптеров.
Чем же разгонять?

Форсирование графической подсистемы современного ПК можно осуществить с помощью нескольких приложений, и каждый пользователь волен выбирать наиболее удобную для себя утилиту. В данном разделе приведена краткая характеристика основных программ для разгона.

Для начала следует упомянуть об исключительно информационной утилите, именуемой TechPowerUp GPU-Z, – своеобразном аналоге CPU-Z, разработанном для получения информации только о видеокартах. Дополнительные сведения о данной программе читайте в разделе «СофтWare», мы же отметим, что она наиболее полно характеризует установленный в системе графический адаптер, а также позволяет овер-клокерам подтвердить свои достижения, пройдя процедуру онлайн-валидации достигнутых частот.

Первый, наиболее простой и доступный способ разгона для начинающих – форсирование режима работы видеокарты с помощью средств, имеющихся в официальных драйверах. В случае с адаптерами, основанными на чипах AMD/ATI, соответствующие опции находятся в разделе ATI Overdrive (Catalyst Control Center), NVIDIA – Performance (данная вкладка появляется в Control Panel только после установки дополнительного модуля nTune). Преимущества программных решений от чипмейкеров заключаются в простоте, интуитивной доступности разгона, возможности отслеживания температуры GPU. Недостатки – очень ограниченный частотный диапазон и минимальное количество дополнительных опций.
Функция разгона ATI Overdrive, имеющаяся в Catalyst Control Center

Многие производители видеокарт имеют в программном арсенале собственные разработки для энтузиастов. В качестве примера можно назвать V-Ranger от Biostar, EasyTune от Gigabyte, SmartDoctor от ASUS и др. Их основные преимущества и недостатки такие же, как у соответствующих опций официальных драйверов (исключение – более широкий диапазон регулировки частот). Правда, к общей оценке добавляются два существенных минуса – неработоспособность таких утилит в некоторых случаях и невозможность применения для разгона продуктов других производителей.

AMD GPUClock Tool – программа, применяемая для изменения тактовых частот современных графических адаптеров, основанных на чипах AMD/ATI. Данная утилита предоставляет возможности регулировки скорости вращения вентилятора, изменения некоторых других параметров работы видеокарты. Примечательна тем, что позволяет без проблем разгонять адаптеры, основанные на свежеанонсированных чипах, в то время как другие программы отказываются работать с подобными продуктами и требуют времени на внедрение поддержки соответствующих моделей в новых версиях.

ATI Tray Tools также предназначена для регулировки параметров видеокарт, основанных на чипах AMD/ATI. Способность изменять тактовые частоты адаптеров – лишь одна из ее многочисленных возможностей. ATI Tray Tools позволяет комплексно настроить видеоподсистему (быстродействие, качественные режимы и т. д.), однако по причине существования более успешных конкурентов и несовместимости с адаптерами, использующими чипы NVIDIA, не получила широкого распространения.

ATITool – одна из наиболее мощных программ, предназначенных для разгона видеокарт, основанных на графических чипах разных производителей. Позволяет регулировать рабочие частоты, настраивать опции, влияющие на качество картинки, изменять напряжение питания памяти и GPU на некоторых современных продуктах. Следует отметить уникальный встроенный 3D-тест стабильности работы (больше известный среди энтузиастов как «волосатый куб»), способный максимально прогреть любой графический чип. Из минусов ATITool можно назвать лишь изредка регистрируемые сбои в работе модуля регулировки напряжений. В целом утилита рекомендуется для постоянного использования и обязательно должна быть в программном арсенале как начинающего, так и опытного энтузиаста.

Overclocker X1K – небольшая программа, позволяющая изменять рабочие частоты, скорость вращения вентилятора и, что самое главное, напряжение питания GPU и видеопамяти на картах серий Radeon X1800–X1950. В свое время была одной из лучших для разгона соответствующих адаптеров, так как ни ATITool, ни RivaTuner на тот момент не обладали соизмеримыми возможностями, а AMDGPUClock Tool появилась немного позже.

PowerStrip – довольно интересная утилита для разгона видеокарт и настройки параметров графической подсистемы, пользовавшаяся популярностью в начале нашего десятилетия. На данный момент по функциональности не может сравниться с лучшими программами для разгона графических адаптеров и постепенно уходит с арены. Тем не менее пригодится тем, кто желает форсировать старые видеокарты вплоть до Radeon 7000 Series и GeForce 2 MX, – в таких случаях альтернативные программные средства часто оказываются бессильными.
Модуль системного мониторинга RivaTuner

RivaTuner заслуженно пользуется популярностью у оверклокеров. Имеет непревзойденный модуль мониторинга, позволяющий отслеживать параметры работы видеокарты, центрального процессора (температуру, уровень загрузки, тактовые частоты, скорость вращения вентилятора, напряжения питания) и других компонентов ПК. С помощью RivaTuner можно активировать скрытые, отключенные конвейеры на соответствующих моделях видеокарт, настроить параметры работы в 3D-приложениях, качество изображения и т. д. Данная программа, по мнению многих, является лучшей в своем классе и лишь иногда уступает ATITool в части регулировки напряжения питания и параметров качества изображения на видеокартах AMD/ATI. Для максимально полного и правильного применения новичкам придется потратить не один день на ознакомление с FAQ по RivaTuner и дополнительными советами, которые можно найти на специализированных форумах.
Разгон на практике

Демонстрацию разгона графической подсистемы мы будем проводить с помощью RivaTuner. Ее интерфейс прост и интуитивно понятен даже для новичка. Помните, что возможности RivaTuner во многом определяются как версией программы, так и использованного драйвера адаптера, поэтому чем они «свежее» – тем лучше.

Владельцам карт, основанных на чипах AMD/ATI, следует отключить функцию VPU Recover в Catalyst Control Center – таким образом можно будет увеличить потенциал для разгона.
Разгон адаптера с помощью RivaTuner: изменяем рабочие частоты

После запуска RivaTuner мы рекомендуем активировать модуль мониторинга, чтобы оперативно отслеживать изменения в режиме работы графического адаптера. Для этого нажмите кнопку, обозначенную маленьким треугольником в верхнем поле после слова Customize (для видеокарт AMD/ATI поле только одно), и выберите предпоследнюю опцию (Hardware monitoring). В худшем случае на экране будут отображаться только частоты GPU и памяти, в лучшем – температура чипа, платы, скорость вращения вентилятора, напряжение питания (все зависит от модели карты, наличия встроенных термодатчиков и активизации дополнительных опций в закладке Power user, подраздел RivaTunerMonitoring).

Затем следует нажать на тот же треугольник (для всех видеокарт AMD/ATI и NVIDIA не старше серии GeForce 4; для моделей, основанных на чипах NVIDIA начиная с GeForce FX, – нижнее поле после Customize) и выбрать первый пункт подменю (Low-level system settings или System settings). На экране появится окошко, в котором отображаются частоты GPU и видеопамяти. Для разгона видеокарты надо поставить галочку возле слов Enable driver-level (low-level) hardware overclocking и при необходимости определения текущих рабочих установок графического адаптера выбрать опцию Detect now.

Помните, что многие современные акселераторы имеют раздельные частоты работы для 2D- и 3D-режимов, поэтому в соответствующем окошке надо выбрать опцию 3D Clocks (нам ни к чему разгон карты для отображения двухмерной картинки). Последняя версия RivaTuner позволяет изменять частоту шейдерного домена современных карт на GPU от NVIDIA независимо от установок для остальных блоков графического чипа.
Интерфейс утилиты ATITool

При разгоне можно наращивать частоту как чипа, так и видеопамяти. Мы рекомендуем для начала определить максимально стабильные значения при увеличении того и другого показателя по очереди, а затем уже подбирать индивидуальный баланс. Во-первых, потяните один из ползунков (Core Clock/Memory Clock) в правую сторону, увеличив частоту на десяток мегагерц. На экране будет отображаться выбранное значение. Отметим, что многие современные видеокарты поддерживают изменения частот только с определенным шагом (например, 3, 9 или 27 МГц). При установке определенного значения программа автоматически подберет наиболее близкую к выбранной отметку. Во-вторых, после поднятия частоты нужно нажать на кнопку Test для проверки полной работоспособности новых значений. Функцию предварительного тестирования можно отключить (Power user, RivaTunerOverclockingGlobalDisableClockTest, вместо 0 ввести 1) и тем самым добиться еще некоторого прироста по частотам, однако в подобном случае не гарантируется полная стабильность работы карты – все зависит от опыта пользователя и правильного подбора нужного режима.

Следующий этап определения разгонного потенциала имеющегося экземпляра видеоадаптера – реальное испытание выбранных установок. Его можно провести, используя любое 3D-приложение, однако лучше всего подходят пакеты серии 3DMark от компании Futuremark. Выберите один из игровых тестов и запустите его. Рекомендуем обратить внимание на количество кадров в секунду, отображаемое бенчмарком, – по нему всегда можно оценить полученный прирост производительности. После успешного прохождения теста снова немного увеличьте частоту GPU или памяти, нажмите Test и кнопку Применить. Опять запускаем 3DMark, проверяем стабильность работы при заданных установках. Таким образом повышаем значения до тех пор, пока на экране не появятся так называемые артефакты (цветные точки, «мусор», полосы) или компьютер не зависнет. Не пугайтесь – ничего страшного с адаптером не случится, из строя в результате разгона он не выйдет. После перезагрузки все опять будет нормально работать. Запоминаем предельные стабильные установки – скорее всего, на них придется остановиться.
Типичные артефакты при переразгоне видеопамяти

Следуя приведенным инструкциям, определяем максимальные частоты работы графического чипа и видеопамяти по отдельности. Потом пробуем установить их одновременно и запустить тест. Бывает, что видеокарта не может нормально функционировать при совместном разгоне GPU и памяти до определенных показателей, хотя по отдельности все прекрасно работает. В таком случае придется немного снизить тактовые частоты. Во время форсирования графической подсистемы (в перерывах между запуском тестов) не забывайте поглядывать на окошко мониторинга – возможно, причиной зависаний карты является банальный перегрев GPU или силовых элементов.

Проверить полную стабильность выбранного режима можно прогоном тестового пакета 3DMark несколько раз подряд, или в реальных 3D-приложениях. Если вас устраивает достигнутый уровень быстродействия, но не хочется при каждом запуске ОС снова повторять всю процедуру, – поставьте галочку для сохранения настроек и автоматического запуска RivaTuner при входе в систему (Apply overclocking at Windows startup).

Пожалуй, данной информации для начала будет достаточно – осталось применить полученные знания на практике. Отметим, что процедура разгона отдельно взятого видеоадаптера может иметь свои интересные особенности, однако описанные принципы неизменны в любом случае.
Итоги

В данном материале рассмотрены основные аспекты разгона графических адаптеров. Надеемся, начало положено, и если вы смогли успешно разобраться что к чему и повторить описанные манипуляции, – вполне справитесь с заполнением возникших при разгоне пробелов самостоятельно.

Если говорить об увеличении производительности ПК в реальных игровых приложениях, мы считаем необходимым предостеречь начинающих пользователей: не надейтесь на чудо. Видеокарту класса GeForce 6600 нельзя разогнать настолько, чтобы получить уровень производительности GeForce 8600 GTS. Если в любимой игре при высоких настройках качества у вас было всего 10 кадров в секунду, максимум, на который стоит рассчитывать при обыденном разгоне, – 13–15 кадров. Добиться стопроцентного прироста можно лишь после экстремального оверклокинга (и то не всегда), а превысить данный рубеж хотя бы в два раза получится только при поднятии частот изначально замедленных графических адаптеров. Наиболее памятный для нас пример – разгон GeCube Radeon 9550 Speedy Edition, являющегося копией ускоренной версии Radeon 9600 XT от того же производителя. Польза от форсирования графической подсистемы будет заметна, если игра, например, подтормаживает, но в случае постоянной работы в режиме слайд-шоу на имеющемся адаптере практически невозможно получить плавную и стабильную картинку при тех же настройках. Помните, что реальный прирост быстродействия от типичного разгона зачастую находится на уровне 20–50% и будет максимально ощущаться в случае с топовыми акселераторами. Казалось бы, не очень значительная прибавка, но если она достигается без особых затрат – то почему бы и нет?

Впрочем, не стоит забывать о сбалансированности всех компонентов системы – если в вашем ПК установлен слабый процессор, то польза от разгона GeForce 8800 Ultra будет заметна только в тяжелых графических режимах, и то не всегда. Отсюда следует главное пожелание новичкам: соблюдайте оптимальный баланс при форсировании графической подсистемы. Желаем удачного разгона.

itc.ua
P.S. Учитесь и розгоняйте!


Могу ответить на вопросы связаные с железом.
 
 
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:
 

 Хостинг от uCoz | Onru Group 2007-2008 | sir-Voland